Как подготовиться к изложению по русскому (белорусскому) языку в 9-ом классе

Как подготовиться к изложению по русскому (белорусскому) языку

1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль.

2. Найдите в тексте опорные слова.

3. Составьте план. Для этого разделите текст на части. Озаглавьте каждую из них.

4. Найдите слова, которые нужно проверять. Подумайте, как объяснить их написание.

5. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на употребление слов и словосочетаний. После того, как напишите изложение, не забудьте проверить свою работу.

Эти рекомендации помогут вам понять, что от вас потребуется на экзамене, подскажут, как правильно распределить время и силы, эффективно подготовиться к написанию изложения, сориентироваться, каковы должны быть содержание и приблизительный объем экзаменационной работы.

Как это будет?

Учитель прочитает текст 2-3 раза (в зависимости от его сложности) с паузой в 20 минут.

При первом слушании вам надо постараться:

1.Понять содержание, определить тему и найти соответствие между заголовком, если он есть, и темой (прямое, переносное, опосредованное);

2.Проникнуть в суть, то есть понять основную мысль;

3.Определить основной функциональный тип (повествование, описание, рассуждение);

4.Отметить логическую связь отдельных микротем и запомнить их последовательность.

При втором слушании Вы должны:

1.Уточнить, правильно ли вы запомнили последовательность мыслей, излагаемых в тексте;

2.Обратить внимание на фактическую сторону: даты, фамилии, имена, место действия (основные из них будут записаны учителем на доске, и это облегчит вашу задачу);

3.Отметить временные, причинно-следственные связи, на которые не обратили внимания пи первом слушании;

4. Выделить основные средства художественной выразительности, использованные автором.

Итак, слушая текст, следует настроиться не только на восприятие его содержания, но и на анализ его построения. Определить, как начинается (зачин), как завершается (концовка), какие языковые средства используются автором для выражения своего отношения к изображаемому явлению, как используется связь между предложениями, абзацами, какие слова в тексте можно считать ключевыми, как используются средства художественной выразительности: метафора, гипербола, эпитет и др.

После первого прочтения, во время небольшой паузы, сделайте наброски: составьте хотя бы краткий план, запишите слова, которые показались вам особенно яркими, выразительными.

Во время второго чтения обычно разрешается записывать, однако хочется предостеречь: не пытайтесь зафиксировать все, ведь стенографией наверняка не владеете. Постарайтесь записать ключевые слова, словосочетании, наиболее ярко выражающие содержание авторского стиля, оценку изображаемого, отношение к нему. При этом возможно использование сокращений, условных графических обозначений (приемов элементарного кодирования) при условии, что вы ими ранее уже пользовались, сможете без напряжения выполнить, а потом понять.

Как рационально распределить время?

Экзамен длится 4 часа. Половина этого времени или чуть больше(2-2,5 часа) должна уйти на следующие этапы:

а) первое прочтение учителем – слушание учащимися;

б) небольшая пауза (около 5 минут) – вы должны сосредоточиться на услышанном, можете сделать короткие наброски в виде ключевых слов, основной мысли, фактов (конкретных наименований), составить план;

в) второе прочтение – запись в черновик отдельных слов и словосочетаний, способствующих раскрытию основной мысли;

г) написание чернового варианта (подробного плана (по желанию) текста изложения) в полном или сокращенном виде по усмотрению ученика, здесь допускаются сокращения для экономии времени;

е) редактирование черновика.

Оговорим некоторые моменты.

Составление плана – это часть работы, от которой во многом зависит успешное выполнение задания в целом. Хотя в чистовой вариант он не включается, в ваших интересах посвятить его составлению 5-10 минут, так как отраженное в плане содержание прослушанного текста поможет логично, последовательно выполнить пересказ.

В ходе редактирования, которому необходимо посвятить после создания чернового варианта 15-30 минут, необходимо:

а) выбрать самые удачные слова из ряда синонимов (лексических и грамматических), чтобы добиться большей точности в выражении мыслей, устранить неоправданные повторы, найти средства для выражения своего отношения, оценки;

б) перестроить предложения, если есть сомнения в правильности расстановки знаков препинания;

в) заменить слова, в написании которых вы не уверены.

1,5-2 часа вам следует потратить на два очень важных этапа экзамена:

а) выполнение работы набело, при этом переписывать необходимо аккуратно, по возможности без исправлений, соблюдая красные строки, то есть правильно членя текст на абзацы, в сомнительных случаях на месте орфограмм оставляя пробелы, чтобы чуть позже справиться в словаре;

б) самопроверку.

 

Желаем вам уверенности в своих силах и успеха!